Тем не менее ряд российских критиков и зрителей провели анализ содержания «Аватара» и нашли ряд заимствований у классиков отечественной фантастики. Среди общих мест в произведениях Кэмерона и Стругацких, в первую очередь, критики указывают на место событий – планету Пандора − и населяющих ее гуманоидов, известных российскому читателю по 10-томному циклу Стругацких о мире Полудня. Кроме того, обитатели кэмероновской Пандоры носят гордое название Нави, знакомое по тем же романам Стругацких, а условия их обитания – «зной, сырость, густая растительность» − идентичны описаниям русских братьев-фантастов.Полностью историю того, как Камерон оправдывался перед коммуняками Питера

можно прочестиь
тут. читать дальшеНо - хрен с ним, с "Аватаром". Мне было бы любопытно глянуть на "ряд российских критиков".
Я полагаю себя человеком, сносно знакомым с творчеством классиков. Исключая "Страну багровых туч" и "Повесть о дружбе и недружбе" все их крупные вещи я читал больше двух раз.
И на этом основании считаю себя вправе утверждать - не создавали АБС никакого мира под названием Пандора. Просто в нескольких их книгах очень мельком упоминается планета с таким названием. И единственный известный нам её обитатель под названием тахорг. Ничего даже отдалённо напоминающего коего в фильме Камерона нет. Ибо он - "гигантский ракопаук" - цитирую АБС.
Единственная на моей памяти сцена в книгах АБС, где действие происходит на Пандоре разыгрывается в воспоминаниях Каммерера, когда его зондируют на предмет создания телесериала. Занимает полстранички примерно. Маловато для "создания мира".
Вообще - это сейчас стало модным "творить миры". Стругацкие же, даже до того, как стали использовать эту формулировку, писали о "приключениях духа".
И кстати - всё же любопытство меня начинает разбирать - что же это за группа товарищей - питерские коммуняки. Всё-таки создаётся впечатление, что шибко много для стёбщиков им уделяется внимания, в том числе - ресурсами, к стёбу несклонными.