Неподалёку от нашего офиса располагается один из городских продуктовых рынков, я уже как-то упоминал про это. А рядом с ним - училище культуры. Кстати, по совместительству - старейшее каменное здание Кемерово. Но я сейчас не об этом, а о размышлениях, на которые навело меня это соседство, вернее - его последствия.
Дело в том, что рыночек был задуман городскими и областными властями с тем, чтобы позволить сельскому жителю удобно продать, а городскому - типо недорого купить чего схавать. Потому контингент там достаточно специфичный. С одной стороны - масса жителей окрестных и не совсем окрестных населённых пунктов - по преимуществу - сельского, естественно, типа. И, соответственно, жители нашего богоспасаемого губернского городка. В основном, как вы понимаете - не из тех, кто катается на "лексусах" и "хаммерах".
И вот, видимо, соседство училища культуры непосредственно с народом в лице продавцов и покупателей, породило такое явление, как музыкальное сопровождение. Причём - живое.
Музыкальное сопровождение являет собой парнягу или двух с баяном и пару солистов. Они играют и поют. а в кофр от баяна, стоящий тут же им кидают материальное вознаграждение. Происходит это не ежедневно, но довольно часто. Репертуар достаточно богат, но специфичен. В том смысле, что, как вы понимаете, пауэр-метал, скажем, на баяне вряд ли слабаешь. Так что в основном - народные и псевдонародные композиции. городской, что называется, романс.
И вот что интересно, подумалось мне вчера. Как я понял со временем, я, как ни странно, достаточно музыкальный человек. То есть - в общем и целом музыка меня равнодушным не оставляет. Причем, как опять же со временем я понял - самая разная музыка. От классики до хэви-метал и от джаза до песен под гитару у костра.
Но есть при этом некоторые моменты, которых я не воспринимаю. И в частности - это баян и подобные ему инструменты. "Играй, гармонь", в общем. Возможно, дело в том, что я не слышал по-настоящему крутых баянистов, хотя даже эти ребята на рынке играют, на мой дилетантский взгляд, неплохо. И поют. кстати, тоже - голоса есть. И вообще в Кузбассе достаточно сильная школа, насколько я знаю, и периодически на каких-то городских и областных сабантуях они играют, так что - волей-неволей слышишь. И, кстати, в составе чего-либо баяны-аккордеоны вполне мне катят. Но самостийно...
Не то, чтобы даже они вызывали какой-то негатив сами по себе. Просто эта музыка воспринимается мной не как музыка, но как некий шум. Поневоле я всякий раз вспоминаю шевчуковское "клеить картонки, мычать на баяне". Вот именно - мычать.
И вот думается мне, что всё-таки правы те, кто считает, что музыка заставляет где-то внутри нас вступать что-то в резонанс с собой. И если резонанс есть - музыка нравится и слушается и звучит потом какое-то время внутри сама по себе. Или, как минимум, не оставляет равнодушным. А если нет, если какие-то в нас струнки колышутся с другой амлитудой, возникает неприятие. А если вообще ничего в нас не дрожит в ответ на звук - тогда просто по фигу, не воспринимется.
Вот у меня так - со звуком баяна.
Причём я ведь ещё во всю застал те времена, когда были в школе уроки музыки. А стандартный вариант урока музыки в школе тогда был: "Руководитель был учителем пения, он умел играть на баяне"(с). И играл. А мы под него пели. Хором. И ничего - пел, даже оценки нормальные ставили.))) То ли баян лучше воспринимался, то ли потому что хором...
Дело в том, что рыночек был задуман городскими и областными властями с тем, чтобы позволить сельскому жителю удобно продать, а городскому - типо недорого купить чего схавать. Потому контингент там достаточно специфичный. С одной стороны - масса жителей окрестных и не совсем окрестных населённых пунктов - по преимуществу - сельского, естественно, типа. И, соответственно, жители нашего богоспасаемого губернского городка. В основном, как вы понимаете - не из тех, кто катается на "лексусах" и "хаммерах".
И вот, видимо, соседство училища культуры непосредственно с народом в лице продавцов и покупателей, породило такое явление, как музыкальное сопровождение. Причём - живое.
Музыкальное сопровождение являет собой парнягу или двух с баяном и пару солистов. Они играют и поют. а в кофр от баяна, стоящий тут же им кидают материальное вознаграждение. Происходит это не ежедневно, но довольно часто. Репертуар достаточно богат, но специфичен. В том смысле, что, как вы понимаете, пауэр-метал, скажем, на баяне вряд ли слабаешь. Так что в основном - народные и псевдонародные композиции. городской, что называется, романс.
И вот что интересно, подумалось мне вчера. Как я понял со временем, я, как ни странно, достаточно музыкальный человек. То есть - в общем и целом музыка меня равнодушным не оставляет. Причем, как опять же со временем я понял - самая разная музыка. От классики до хэви-метал и от джаза до песен под гитару у костра.
Но есть при этом некоторые моменты, которых я не воспринимаю. И в частности - это баян и подобные ему инструменты. "Играй, гармонь", в общем. Возможно, дело в том, что я не слышал по-настоящему крутых баянистов, хотя даже эти ребята на рынке играют, на мой дилетантский взгляд, неплохо. И поют. кстати, тоже - голоса есть. И вообще в Кузбассе достаточно сильная школа, насколько я знаю, и периодически на каких-то городских и областных сабантуях они играют, так что - волей-неволей слышишь. И, кстати, в составе чего-либо баяны-аккордеоны вполне мне катят. Но самостийно...
Не то, чтобы даже они вызывали какой-то негатив сами по себе. Просто эта музыка воспринимается мной не как музыка, но как некий шум. Поневоле я всякий раз вспоминаю шевчуковское "клеить картонки, мычать на баяне". Вот именно - мычать.
И вот думается мне, что всё-таки правы те, кто считает, что музыка заставляет где-то внутри нас вступать что-то в резонанс с собой. И если резонанс есть - музыка нравится и слушается и звучит потом какое-то время внутри сама по себе. Или, как минимум, не оставляет равнодушным. А если нет, если какие-то в нас струнки колышутся с другой амлитудой, возникает неприятие. А если вообще ничего в нас не дрожит в ответ на звук - тогда просто по фигу, не воспринимется.
Вот у меня так - со звуком баяна.
Причём я ведь ещё во всю застал те времена, когда были в школе уроки музыки. А стандартный вариант урока музыки в школе тогда был: "Руководитель был учителем пения, он умел играть на баяне"(с). И играл. А мы под него пели. Хором. И ничего - пел, даже оценки нормальные ставили.))) То ли баян лучше воспринимался, то ли потому что хором...
Я тоже так считаю, и музыка при этом даже не обязана быть хорошей (ну, или профессиональной). Кому-то симфонический оркестр, кому-то "Хотят меня с ума свести, Наташку держат взаперти". Для меня главные критерии -- искренность исполнения и -- черт, слово не могу подобрать -- неравнодушие. Когда играют механически, это не игра.
Причём "неравнодушие" должно относиться к обеим сторонам. Я же говорю - резорнанс некий. Вот эти ребята, я повторюсь, они неплохо, наверное, играют и поют. И я бы не сказал, что чисто механически - всё-таки не просто полупьяный небритый хмырь у перехода.
Просто я достаточно "глух", видимо к этим звукам.
Вообще, подобные вещи "лечатся" как раз при условии, наверное очень большого неравнодушия исполнителя, или напротив - восприимчивого состояния слушателя в момент... То есть - когда "в жилу", совпадение частот и амлитуд опять же. А потом - уже пробивается некий барьер, и дальше - проще.
Один мой универовский преподаватель употреблял термин "наслушанность". То есть - при прочих раных, видимо, роковую, даже непривычную композицию, мне воспринять куда проще, чем тот же баян. А кому-то строго наоборт, видимо.
Да, я тоже хотела сказать, что в некоторых случаях это возможно. К тому же баяну я сама равнодушна, как была, так и осталась, но у нас возле Центрального рынка (тенденция все же...) один мужик так здорово играет, что я всегда останавливаюсь послушать.
А еще интересное явление, когда у разных людей, по характеру, привычкам и системам ценностей нисколько не схожим, внутренний резонанс вызывает одна и та же музыка. Я уж сколько раз на это ловилась и все равно продолжаю -- кажется, что если настолько совпадаешь по музыке, должно же быть совпадение хоть в чем-то еще.